top.mail.ru

Молодой, да патентованный

Нужны ли патенты интернет-стартапу? Казалось бы, для ответа на это вопрос нужно прослушать курс «Управление интеллектуальной собственностью» в какой-нибудь MBA-школе и дело в шляпе. Но не так все просто. Нюансов тут столько, что каждый случай становится индивидуальным.

Теоретически существует возможность обойти любой патент. Главное — правильно поставить процесс разработки прототипа и озаботиться документированием производственных заданий. Стартапу это сделать даже проще чем крупной корпорации. Меленькой компании эффективнее все держать на уровне know how и не заворачиваться с патентами. Ждать «писем счастья» от законников крупных корпораций стоит только когда бизнес станет сколь-нибудь заметен. Подобные «наезды» не более чем стандартная «проверка на дорогах». У многих корпораций есть куча патентов, которые они не используют. Юристы таких копаний в свободное от судебных тяжб время рассылают всем потенциальноподозрительным уведомления о попрании их интеллектуальной собственности. Кто-то испугается и решит выплатить роялти или договориться «в досудебном порядке» — вот и прибыль от прокисших и неиспользуемых патентов.

Впрочем, на каком-то этапе получить патент бывает полезно. Всем известна история XEROX, инженеры которой изобрела и мышь, и графический интерфейс с курсором, и иконки, но так и не коммерциализовали ничего из изобретенного. Но то было давно. Сейчас все изменилось, и большие корпорации славятся нешуточными патентными войнами. Apple развязала битву с Samsung. И это при том, что яблочный гигант практически полностью скупает выпуск сенсорных экранов и прочей микроэлектрники у корейского концерна… Яблочных юристов не смущает, что все что отсудит Apple ей самой же придется и заплатить через повышение цен на электронные компоненты (в которых у Samsung есть целый пул заградительных технологических пантов).

Возможно перспектива расширения патентных войн — это новые инвестиционные возможности? Ведь не зря на этой неделе Google купил подразделение Motorolla исключительно ради его патентной базы! 17 тысяч патентов за $12,5 млрд. По $735 тыс. за штуку — это не шутка. С другой стороны, если трезво взглянуть на вещи, то кажется, что очень много современных патентов не стоят бумаги, на которой написаны. Например, у той же Apple есть патенты на пластмассовую прозрачную корбочку, размещение CD-привода на задней крышке ноутбука, встраивание проекционного оборудования в ноутбук и даже патент за жесты. У Microsoft тоже есть патент на двойной-клик (double-click) и что? Много они с этого роялти получили?

Так что, возвращаясь к отечественным интернет-стартапам, нужен патент или нет — вопрос открытый. Эксперты сходятся во мнении, что не нужен. Во время презентаций на сессиях перед инвесторами, эксперты и представители фондов нервно посмеиваются, если слышат что-то вроде: «Нам подана патентная заявка на технологию получения ответов на вопросы с последующей обработкой в гиппер кубе». Все самое высокотехнологичное в WEB-е происходит на стороне сервера. Для того что бы сохранить know how достаточно стандартных средств защиты исходного кода.

Впрочем, если есть охота, то «почему нет». Можете запатентовать что-то вроде «способа тренировки кота» (патент США № 5443036) или «игрушку для животного» (патент № 6360693). Может быть найдется инвестор которого привлечет потенциал вашего изобретения и перспективы его коммерциализации?


Патент «игрушки для животного» (№ 6360693) описывает палку, которая может быть выполнена из дерева, резины, пластмассы и других материалов. Удивительное открытие. Невероятный потенциал. По доллару с каждого владельца собаки и вы мультимиллионер.

Уникальность «способа тренировки кота» (патент № 5443036) в том, что для получения мускулистого и активного животного достаточно просто светить лазером на пол и стены. Жизнерадостная зверюга будет бегать за световым пятном и оставаться в вечном тонусе. Гениально! Жаль только, что тренированных хорьков, морских свинок и прочую живность можно будет получать без отчисления роялти.

 

<< Вернуться на предыдущую страницу